Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
В детском саду функционирует 17 групп. Групповое помещение каждой группы может трансформироваться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от имеющихся интересов и возможностей детей.
Наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, способствуют развитию детской активности, дает возможность проявить самостоятельность, творчество и развить фантазию.
Групповая комната для детей раннего возраста (2-3) - 3
Групповая комната для детей младшего возраста (3-4) - 4
Групповая комната для детей среднего возраста (4-5) - 4
Групповая комната для детей старшего возраста (5-6) - 3
Групповая комната для детей подготовительного к школе возраста (6-7) - 4
Организация предметно-развивающей среды, одно из основных условий развития ДОО. Правильная организация предметно-пространственной среды служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка, дает ему возможность чувствовать себя полноценным хозяином пространства, перемещаться по нему, иметь свободный доступ к средствам игровой, изобразительной и конструктивной деятельности. Развивающая среда учреждения является безопасной и психологически комфортной, обеспечивает реализацию программ по основным направлениям развития ребенка: физическому, познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому.
Основная цель создаваемой среды - возможность многофункционального использования её компонентов с учетом целей и задач предлагаемой деятельности (учебной, игровой, творческой, познавательной). Педагоги оборудуют развивающую среду предметами, удовлетворяющими потребности ребенка, используя при этом зонирование помещения через создание центров развития.
Во всех группах оборудованы: обучающая зона, игровой центр в соответствии с возрастом детей, литературный уголок, центр творчества и фантазии (уголки по изобразительной деятельности, «стены творчества», выставки детских работ), центр двигательной активности, центр познавательной деятельности, театрализованная зона, уголки уединения и зона опережающего развития.
Интерактивная комната (корпус 1)
Интерактивная комната для детей, как место для игры, отдыха и обучения! Основными целями занятий в интерактивной комнате, являются поэтапное включение всех сенсорных потоков человека, через взаимодействие различных органов чувств. Развитие детей в игре, способствует быстрому усвоению новой информации детьми. Сенсорная комната незаменима в нашем детском саду.Современные дошкольники – это дети «нового времени», со своим своеобразным мышлением, мировосприятием, отношением к окружающим. Современные малыши довольно быстро на интуитивном уровне осваивают разнообразные технические штучки. Интерактивная комната оснащена – различными бизибордами, настольными, дидактическими играми и т.д.
Бизиборд (от англ. busy board, занимательная доска) – это деревянная доска с различными элементами для развития мелкой моторики и мышления ребенка. Как правило, на развивающей доске размещают тактильные элементы, дверки на замочках, колесики, вентили, кнопочки и переключатели, элементы одежды (молнии, липучки, пуговицы), шнуровки, различные сортеры, трещотки, лампочки, шестеренки и прочее. Главная задача бизиборда – предоставление ребенку интересных и безопасных объектов для самостоятельного исследования.
Мелкая моторика и развитие речи взаимосвязаны напрямую. Через выполнение мелких движений пальчиками рук, происходит прямое влияние на мозг ребенка. При давлении на кончики пальцев сигнал идет прямо в кору головного мозга, эти сигналы активизируют еще неразвитые клетки головного мозга, отвечающие за речь ребенка. Многократно открывая и закрывая замочки, ребенок каждый раз испытывает радость, когда ему удается справиться с механизмом. Работа с модулем совершенствует зрительно-моторную координацию, формирует причинно-следственные связи, нормализует эмоционально-волевую сферу ребенка.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Музыкальный зал — особое место в детском саду. Именно здесь в основном происходит эстетическое развитие ребёнка, его встреча с удивительным миром музыки и танца, приобщение к народной праздничной культуре. И конечно же, интерьер этого помещения требует особенного подхода. Музыкальный зал должен радовать ребят, удивлять их, воспитывать художественный вкус, причём как в будни, так и во время торжественных событий.
Музыка – самое яркое, а потому и самое эффективное средство воздействия на детей. Музыкальная деятельность в детском саду – источник особой радости для малышей. Их жизнь без музыки невозможна, как невозможна она без игры и сказки. Без музыки недостижимо и полноценное умственное развитие: доказано, что чем больше развита сфера чувств, тем ребёнок одарённее.
Музыкальная деятельность детей в детском саду включает регулярные музыкальные занятия два раза в неделю (продолжительность занятий в группах раннего возраста составляет 15 мин., в средней группе – 20 мин., в старшей – 25 мин., в подготовительной к школе группе – 30 мин., досуги и развлечения (один раз в месяц)и праздники, на которые приглашаются родители.
В детском саду с целью приобщения ребенка к музыке, развития у детей музыкальных способностей используются различные музыкальные инструменты, игрушки, картины и наглядные пособия. Педагоги понимают, что успех музыкального воспитания во многом зависит не только от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами, но и от правильного их использования вне занятий с учетом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей детского сада.
Используется следующее музыкальное оборудование:
– музыкальные инструменты для работы музыкального руководителя;
– детские музыкальные инструменты;
– музыкальная игрушка;
– музыкально-дидактические пособия: учебно-наглядный материал, настольные музыкально-дидактические игры;
– аудиовизуальные пособия и специальное оборудование к ним;
– оборудование художественно-театральной деятельности в детском саду;
– атрибуты и костюмы.
Материально-техническое оснащение:
- Пианино
- Ноутбук
- Музыкальный центр
- мультимедийное оборудование
- Музыкальный синтезатор
- детские музыкальные инструменты
- шкаф для атрибутов, методических и дидактических пособий
- маски для театрализации
- столы
- стулья
Наличие оборудованных библиотек
Методический кабинет
В методическом кабинете находится небольшой библиотечный фонд ДОУ, его составляют: образовательные программы, методические пособия, дидактические материалы, учебно-методическая литература, библиотека детской художественной литературы, справочная литература, подписка на периодические издания, медиатека.
Оборудовано место доступа к цифровым интернет-ресурсам: ноутбук, подключенный к сети Интернет.
Материалы активно используются педагогами детского сада, в образовательном процессе, регулярно проводятся тематические выставки с их использованием.
Наличие оборудованных объектов спорта
Общая площадь составляет 81 кв.м.
Ответственный: инструктор по физической культуре Пивкина Ирина Ивановна, Захаркина Оксана Николаевна.
Спортивный зал используется для реализации основной общеобразовательной программы МДОУ «Детский сад №88» . Функциональное использование спортивного зала - это осуществление образовательной деятельности в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, двигательной активности), утренняя гимнастика, спортивные досуги и развлечения, кружковой работы, в том числе мероприятия по взаимодействию с семьями детей.
Развивающая предметно-пространственная среда спортивного зала доступная и безопасная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, содержательно-насыщенная. Пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии с Программой). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает:
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
С целью обеспечения страховки и предотвращения травматизма у детей при организации непосредственно образовательной деятельности используются маты. Многообразие стандартного и нестандартного спортивного оборудования, атрибутов даёт возможность продуктивно использовать его в различных видах физических упражнений. Разнообразие форм и цвета оборудования способствует воспитанию художественного вкуса детей. Оборудование размещено вдоль стен физкультурного зала, максимально освобождая пространство для свободных действий детей, организации подвижных игр и упражнений с использованием различных выносных пособий.
Спортивный зал оснащен достаточным количеством стандартного и нестандартного оборудования, которое соответствует методическим требованиям и нормам СанПина. Материалы, из которых изготовлено оборудование, отвечают всем гигиеническим требованиям.
Материально-техническое оснащение:
- Стенка шведская
- Турник навесной
- Стойка вертикальная для метания
- Сухой бассейн с мячами
- Мягкие модули набор (кольцо, бревно. ворота)
- Тоннель для подлезания
- Мат большой -1
- Мат маленький -3
- Мат квадратный - 1
- Бадминтонные ракетки
- Гантели детские
- Гимнастические палки
- Городки (набор)
- Диск "Здоровье" детский
- Дорожка деревянная со следами
- Дорожка ребристая
- Доска гладкая с зацепами
- Дуга большая
- Дуга малая
- Канат гладкий
- Канат с узлами
- Кегли (набор)
- Коврик массажный
- Корзина для хранения мячей
- Косички
- Кочки плоские
- Кубики пластмассовые
- Лестница
- Мяч массажный
- Мешочек с песком малый
- Мягкие детали для ориентирования, прыжков (круги, кирпичики, полоски)
- Мишень навесная
- Мячи (большие, средние, малые, футбольные, для мини-баскетбола, утяжеленные - надувные))
- Мяч (футбольный, волейбольный)
- Обручи (малый, большой)
- Палка гимнастическая
- Парашют игровой
- Ролик гимнастический
- Сетка волейбольная
- Скакалка короткая
- Скамейка
- Султайчики на кольцах
- Фишки, конусы для разметки игрового поля, площадки
- Шнур короткий плетеный (косички)
- Щит баскетбольный навесной с корзиной
Тренажёрный зал
Повышению двигательной активности способствует использование тренажеров в дошкольном возрасте. Занятия на тренажерах интересны и доступны детям старшего дошкольного возраста. Современные тренажеры малогабаритны, легко устанавливаются, эстетичны и гигиеничны. Они регулируются, что позволяет использовать их в работе с детьми разной физической подготовки.
Тренажёрный зал МДОУ "Детский сад №88" оснащен детскими тренажёрами. Все тренажёры специально разработаны для детей, сделаны из безопасных материалов, выполнены в привлекательном дизайне и расцветке, имеют прочную устойчивую конструкцию.
Тренажёр «Беговая дорожка» - способствует развитию силы ног, укрепляет дыхательную и сердечно-сосудистую систему.
Тренажер «Гребля» - укрепляет сердечно-сосудистую систему, позволяет активно развивать мышцы спины, ног, плечевого пояса и пресса.
Тренажёр «Велосипед» - способствует укреплению мышц ног, подготавливает ребёнка к успешному обучению езды на настоящем велосипеде.
Тренажёр «Батут»- самый весёлый и любимый детьми. Способствует развитию общей выносливости, снятию эмоционального напряжения.
Тренажёр «Бегущая Волна»- тренировка координационных механизмов, укрепление связочно-суставного аппарата.
Тренажёр «Диск» - эффективно помогает детям развивать чувство равновесия, улучшает подвижность позвоночника.
Занятия в тренажёрном зале проводятся для детей с 5 лет, сопровождаются музыкой.
Материально-техническое оснащение:
- Батут детский
- Тренажер "Беговая дорожка"
- Тренажер "Велосипед"
- Велотренажер детский гребля
- Велотренажер детский бегущая волна
- Велотренажер детский беговая дорожка
- Велотренажер детский велосипед
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
В ДОУ имеются следующие средства обучения:
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (презентации, образовательные мультфильмы, видеофильмы);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
- учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.);
- спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды и т.п.).
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны и функциональны, обеспечивают необходимые условия для самореализации.
Мини-музей мордовского быта и национальной культуры
В мини-музее мордовского быта и национальной культуры воссоздана уютная обстановка мордовской избы.Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Важным направлением в деятельности МДОУ «Детский сад № 88» является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
В детском саду для педагогов и административного управления имеются ноутбуки, стационарные компьютеры, которые имеют выход в сеть Интернет. В свободное от деятельности с детьми время, каждый педагог может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
В ДОУ создан постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках. На сайте размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – документы, регламентирующие работу детского сада.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
В МДОУ «Детский сад №88» доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям осуществляется через интернет WiFi.
Информационная база детского сада оснащена: электронной почтой, выходом в Интернет, функционирует официальный сайт детского сада
Мордовская детская республиканская библиотека
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей